МБДОУ Детский сад №45 «Жемчужинка» Россия, Ростовская область, город Гуково

Развитие личности при нарушениях речи.

 При нарушении речевого развития у ребенка неизбежно возникает проблема  развития личности в целом. Дети с речевой патологией характеризуются неуверенностью в себе, гипертрофированным чувством стыда. Ребенок ощущает свою неприспособленность, сомневается в своих возможностях. У таких детей имеется сильное желание скрыть от окружающих свой недостаток (особенно у детей с заиканием). У детей с нарушениями речи отмечаются пассивность, низкая речевая активность, вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависти к другим детям, подавленность и уклончивость, отсутствие признаков ролевого поведения.

Далее, по мере взросления, у детей с речевой патологией возникает чувство тщетности прилагаемых усилий, собственной неполноценности. Слаборазвиты трудовые навыки. Наблюдается избегание сложных заданий, требующих речевой активности, заданий в условиях речевой инструкции, ситуаций соревнования с другими детьми.

Для подростков с речевой патологией характерны неустойчивость социальных ролей, смещение и смешение временных перспектив: появление мыслей не только о будущем и настоящем, но и о прошлом. Отмечается лабильность в моральных и мировоззренческих установках.

Чтобы правильно организовать занятия по коррекции речи и развитию коммуникативных навыков, необходимо знать об особенностях типов личности детей с нарушениями речи.

Личностные свойства человека с нарушением речи зависят от особенностей его характера, его отношения к своему дефекту. Выделяют несколько типов формирования личности.

Социально ориентированный (конформный). Данный тип демонстрирует конъюнктурное подчинение любым авторитетам в группе. Склонны к морализаторству и консерватизму, главное жизненное кредо «быть как все».

Доминирующий. Характеризуются стремлением к лидерству, жаждой похвалы, демонстрируют высокую приспособляемость, обнаруживают склонность к интригам. Имеют высокие притязания к себе и другим, провоцируют конфликты, при этом активно защищаются.

Чувствительный. Повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, огорчает, пугает. Робкие и застенчивые при посторонних, не любят больших компаний, азартных игр. Отличаются послушанием, обнаруживают большую привязанность к родителям. В юношестве усиливаются трудности адаптации в связи с осознанием своей отличности от других, возникает комплекс неполноценности. Обнаруживаются высокие моральные требования к себе и окружающим. Часто выбирают сложные виды деятельности.

Тревожный. Свойственна низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение, усугубляющееся нарушением речи. Редко вступают в конфликты, играют в основном пассивную роль, в сложных ситуациях ищут поддержки и опоры.

Интровертируемый. Характеризуются низкой контактностью, замкнутостью, оторванностью от реальности, любят одиночество, избегают конфликтов с окружающими, протестуют только при попытках вмешательства в их личную жизнь. Часто представляют собой эмоционально холодных идеалистов, слабо привязанных к людям. Имеют на все свою точку зрения, которую, вследствие неуверенности в своих силах, не отстаивают в спорах.

Гармоничный. Этот тип у людей с речевыми нарушениями встречается редко. Дети, развивающиеся гармонично, адекватно реагируют на свой речевой дефект. Активны в деятельности, стремятся к общению. При хороших способностях обнаруживают недостаточную дисциплинированность. Иногда переоценивают свои способности, бывают слишком самоуверенны, переживают свои ошибки, но стремятся их исправить.

Как видно из определений типов личности логопатов, они содержат немало отрицательных личностных особенностей, мешающих наладить коррекционный процесс, таких, как:

- заниженная или, наоборот, неоправданно завышенная самооценка;

- повышенная или, наоборот, пониженная возбудимость;

- низкая речевая активность и работоспособность, пассивность или непроизвольность поведения и доминирование отрицательных эмоций;

- заниженный (нереалистический) уровень притязаний (после удачно выполненного задания дети переходит не к более трудному, а к более легкому заданию. Этот факт можно трактовать как формирование защитной реакции у детей с тяжёлыми нарушениями речи, стремление поддержать успех даже на заниженном уровне);

- неспособность адекватно осознать речевой дефект (безразличная, умеренно-сдержанная, безнадежно-отчаянная степень фиксированности на дефекте – и три варианта волевых усилий в борьбе с ним: их отсутствие, наличие, перерастание их в навязчивые действия и состояния самоуничижения, болезненную мнительность, страх перед речью);

- тревожность (повышенная чувствительность, низкая самооценка или комплекс неполноценности, беспокойство и постоянное ожидание неприятностей, болезненная реакция на свои неудачи, отказ от той деятельности, в которой испытывают затруднения);

- специфические трудности при восприятии сложных (многоступенчатых) инструкций (усвоение либо первой, либо последней ее части);

- зачаточное состояние самостоятельной связной речи (доступность лишь повествовательных рассказов по впечатлению, состоящих из перечисления ряда конкретных действий);

- отсутствие мотивации общения (стремления человека наладить добрые, эмоционально положительные взаимоотношения с окружающими из-за боязни быть не принятым, отвергнутым значимыми людьми).

- нарушение произвольности поведения  (внутренней организованности, готовности и  подчиняться собственным целям и общественным нормам, правилам поведения); 

- наличие демонстративных капризов (результат чрезмерной избалованности или, наоборот, строгости воспитания);

- протестное поведение (упрямство, грубость, дерзость, отчужденность - результат гиперопеки взрослых, навязываемого образа жизни, запрета на самостоятельность);

- агрессивное поведение (физическое, вербальное - появляется из-за неудовлетворённой потребности отыграться за собственные обиды; авторитарного стиля воспитания; деформации системы ценностей в семейных отношениях; дисгармоничных (несправедливых) взаимоотношений между членами семьи);

- инфантильное поведение, приводящее к попаданию по влияние асоциальных личностей  (несоответствие эмоционального и психического состояния возрасту. Инфантильные дети стараются любым путём избежать деятельности, подразумевающей ответственность; в речи используют «сюсюканье»; имеют «глупые» страхи (быть первым в колонне, ответить на вопрос педагога); в общении со взрослыми реагируют только на крик, агрессию. Причина задержки развития эмоционально-волевой сферы – критикующее отношение, гиперопека;

- конформное поведение (обусловлено авторитарным или гиперопекающим стилем воспитания и проявляется отсутствием собственного мнения, боязнью публичных выступлений, избирательностью контактов). 

Нормализация социальных контактов детей с нарушениями речи проводится преимущественно психолого-педагогическими средствами, иногда на фоне специального лечения, с учетом возрастных особенностей ребёнка и социальных контактов с окружающими людьми.

Зная тип личности, индивидуальные особенности каждого ребёнка, можно наиболее полно использовать его сильные стороны и помочь развить слабые.

При высокой возбудимости необходима частая смена деятельности, физминутки; для детей с пониженной возбудимостью необходима дополнительная стимуляция в виде интересной игровой ситуации, яркой наглядности. 

Предупредить нарушение поведения можно, если взрослые обратили внимание уже на первые проявления патологического  поведения и работают над разрешением недоразумений немедленно. Для исправления необходимо создать условия, которые будут способствовать положительным результатам, обучить методам саморегуляции поведения (релаксация, медитация, аутотренинг). Исправить ошибки воспитания можно, поручая ребёнку ответственные дела, не делая за него то, что он может выполнить сам; пересмотреть взаимоотношения между членами семьи и стиль воспитания.

Учитель-логопед высшей категории Трифонова О. Н.

3 июня 2021 в 06:50

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.