МБДОУ Детский сад №45 «Жемчужинка» Россия, Ростовская область, город Гуково

Гендер в логопедии.

 Нередко мамы  жалуются, что сыновья никак не реагируют на их выговоры, а папы не понимают, почему их дочь плохо помнит дорогу от дома до детского сада.  Чтобы правильно воспитывать и обучать детей дошкольного возраста, нужно знать о гендерных различиях мальчиков и девочек.

ГЕНДЕР – социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).

Гендерное воспитание - это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.Это процесс взращивания в ребенке тех качеств и навыков, которые характерны для его пола.

Рассмотрим физиологию развития детей дошкольного возраста.

Левое полушарие мозга, отвечающее за словесно-логическое мышление, у девочек формируется раньше. У мальчиков же преобладает правое полушарие,  в дошкольном возрасте главенствует образно-эмоциональная сфера. 

Поэтому в дошкольном возрасте девочки  объясняются словами, а мальчикам легче использовать мимику и жесты. 

У мальчиков более развито зрительное восприятие, у девочек – слуховое.  

Поэтому девочке нужно обязательно объяснять задание на словах, а мальчику будет понятнее, если ему наглядно покажут. Наверное, этим и объясняется, почему мужчины любят глазами, а женщины – ушами.

Девочки более склонны к послушанию, чем мальчики.

 Это заложено самой природой: чтобы воспроизвести потомство, самке нужно уметь приспосабливаться к окружающей среде. К подростковому возрасту послушание девочек и мальчиков становится примерно одинаковым. 


У мальчиков чаще встречаются отклонения от нормы, как в отрицательную, так и в положительную сторону.  

Это также обусловлено разными биологическими задачами. Женщина предназначена для того, чтобы сохранить и передать потомкам накопленный опыт. На мужчинах природа приспосабливается к изменяющимся условиям, пробует новые функции, не всегда удачно. Поэтому среди мужчин чаще встречаются гениальные и психически больные люди.

Девочки биологически развиваются быстрее, чем мальчики.

 Они начинают ходить на 2-3 месяца раньше мальчиков, на 4-6 месяцев раньше начинают говорить. К школьному возрасту девочки опережают мальчиков примерно на год, а к возрасту полового созревания – на 2 года.


У мальчиков более развита потребность в исследовании окружающего мира.  

Поэтому мальчики бегают, залазят на деревья и заборы, спускаются в колодцы и подвалы. Девочкам же достаточно маленького уголка, где они могут тихонько заниматься с куклами, обустраивать домик. Поэтому и травматизм среди мальчиков в 2 раза выше. В будущем у мужчин более развито пространственное восприятие, они лучше ориентируются.

Девочки более внимательны и работоспособны, скорее включаются в работу. Мальчикам же требуется время на раскачивание, прежде чем приступить к заданию.  

Зато когда мальчишки достигают наибольшей работоспособности, девочки уже истощаются и снижают темп.

В оценке результатов мальчикам нужна конкретика: что именно он сделал хорошо или плохо. Для девочек же более значимо, кто именно их оценивает и как. 

 Поэтому девочкам очень важна похвала, а мальчикам — совместный анализ их действий.


Мальчики чувствительны к критике в свой адрес в первые минуты беседы. Потом их мозг «отключается» и не воспринимает длительных нотаций.  

Поэтому делать выговор мальчику следует чётко и коротко.
Учитель - логопед высшей категории Трифонова О. Н.
31 декабря 2019 в 07:08

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.