МБДОУ Детский сад №45 «Жемчужинка» Россия, Ростовская область, город Гуково

Как помочь ребёнку автоматизировать поставленные звуки

Уважаемые родители!

Обычно через некоторое время посещения логопедической группы  Ваш логопед радует Вас сообщением о первых успехах вашего ребёнка в плане коррекции дефектнопроизносимых звуков. Но радость от приятного сообщения часто сменяется недоумением: ребёнок прекрасно произносит звук изолированно, но в спонтанной речи это умение не применяет.   Это значит, что поставленный звук не автоматизирован и, если бросить коррекционную работу на этом этапе, то ребёнок может  забыть правильное произношение и не использовать  во взрослой жизни. 

С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно – рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук ещё очень хрупкий, условно – рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться. Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов. Автоматизация звука требует активного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифференциации правильного и неправильного артикуляционного уклада. Она осуществляется по принципу от лёгкого к трудному, от простого к сложному.

Прежде всего проводится включение поставленного звука в слоги. Слог – более простая речевая единица по сравнению со словом. Кроме того, слоги лишены смысла, у ребёнка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слогов, что облегчает их автоматизацию.

Если произнести слоги в различной конфигурации, то получится слово. Автоматизация звуков в словах осуществляется вначале с простой звуко-слоговой структурой, затем в словах со стечением согласных. На следующем этапе проблемный звук автоматизируется в словосочетаниях, чистоговорках, предложениях, связной речи. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком.

Если у ребёнка требуется автоматизировать несколько поставленных звуков в связной речи, необходимо постоянно следить за темпом высказываний: не торопиться, вдумчиво произносить слова, помня об артикуляционных укладах проблемных звуков. 

Главным условием для стимуляции правильной, активной речи служит организация  деятельности, которая интересна и личностно значима для детей. Такой специально организованной деятельностью является детский утренник.  Поэтому очень важно именно на утреннике продемонстрировать свои речевые умения, а успех, который достигался с помощью речи, ребёнок будет  стремиться повторить и в других ситуациях общения.

Большую роль в адаптации правильной речи играют родители, которые могут оказать существенное влияние, как минимум, на скорость преодоления речевых нарушений: регулярное, ежедневное выполнение с ребёнком домашних заданий логопеда, постоянное напоминание ребёнку о необходимости произносить звуки правильно в любом месте (а не только в логокабинете)  позволяет сократить время проведения коррекционной работы. Важно не оставаться равнодушными к речевой проблеме ребёнка. И тогда эта первая жизненная неудача вашего ребёнка превратится в вашу первую семейную победу.

Учитель - логопед высшей категории Трифонова О. Н.

17 декабря 2019 в 06:29

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.