МБДОУ Детский сад №45 «Жемчужинка» Россия, Ростовская область, город Гуково

Лекарство для "нехочухи"

Если ребёнок с удовольствием и подолгу занимается тем, что ему хочется, но наотрез отказывается от нужных занятий,  психологи говорят о недостатке развития произвольного внимания. Произвольное внимание - это те действия, которые требуют постановки цели и применения силы воли. 

Как внушить ребёнку, что делу - время, а потехе - час? И с какого возраста дети должны приучаться к целеустремлённости?

Формирование произвольного внимания происходит под влиянием семьи, детского сада, интеллектуального развития, в целостной системе обучения и воспитания.   Этому способствуют игры, требующие следовать определённым правилам. Такие игры воспитывают характер, волю, самостоятельность, целеустремлённость и активность. При этом важная роль отводится применению педагогического мастерства, благодаря которому возможно максимально эффективно организовать занятия дошкольников. От педагога потребуются:

- доходчивость, ясность и логически последовательные и понятные указания;

- выразительность голоса при подаче материала;

- чередование разных видов деятельности с использованием разных анализаторов (слуховых, тактильных, зрительных);

- наглядность при использование специальных упражнений на развитие внимания: выделения предметов, закрашивание, нахождение ошибок и другие приёмы;

- дозирование нагрузки с учётом индивидуальных особенностей ребёнка-дошкольника, как возрастных, так и личных.

Первые признаки произвольного внимания ребёнка проявляются, когда мы указываем ему на игрушку, и при этом ребёнок переводит на него взгляд. Простейшая форма произвольного внимания ребёнка начинает активно развиваться примерно в 2-3 года. К четырём-пяти годам ребёнок под руководством взрослого уже способен выполнять довольно сложные инструкции взрослого, а к шести годам ребёнок уже способен направлять свое внимание, следуя собственной инструкции. Волевые процессы развиваются с шести-семилетнего возраста.

У старших дошкольников произвольное внимание выражено ещё относительно слабо и отличается малой устойчивостью. Поэтому перед родителями и воспитателями стоит непростая задача организовать произвольное внимание ребёнка, не пуская дело на самотёк и не обрекая развитие произвольного внимания на зависимость от случайных стечений обстоятельств.

Следует учитывать возрастные возможности ребёнка, ограничивающие время внимательного выполнения заданий. Зачастую родители считают своего ребёнка невнимательным, предъявляя к нему слишком высокие требования. Исследования психологов показывают, что в разном возрасте дети способны сосредоточиться в течение неодинакового времени даже на игре. Так, в шесть месяцев одна игра занимает ребёнка максимум четверть часа, а к шестилетнему возрасту время игры возрастает до полутора часов. В двухлетнем возрасте малыш пока ещё не способен «отвлечься на часок» игрой.

Способность концентрировать внимание также развивается постепенно, и ребёнок, как следствие, с возрастом меньше отвлекается. Исследования показывают, что если в возрасте трёх лет за 10 минут игры малыш отвлекается около четырёх раз, то в шесть лет – только один раз. Поэтому, занимаясь с ребёнком-дошкольниками, нужно отдать предпочтение коротким, чередующимся упражнениям. Каждое задание должно запускать непроизвольное внимание, захватывая новизной, привлекая и интригуя. Затем запускается произвольное внимание: взрослый даёт инструкцию, как выполнять задание. Если ребёнок увлечётся заданием, то запустится и механизм послепроизвольного внимания, что позволит ребёнку заниматься довольно длительно.

Примерно к шестилетнему возрасту происходит постепенное становление произвольного и послепроизвольного внимания: ребёнок способен усилием воли направить внимание на что-то, что нужно сделать, хотя, возможно, предпочёл бы заняться чем-нибудь более увлекательным. И только к третьему классу ребёнок уже может удерживать внимание на протяжении всего урока.

Привлечение дошкольников к новым для них видам деятельности, направление и руководство взрослых постепенно помогут ребёнку овладеть умением управлять вниманием самостоятельно.

Учитель - логопед Трифонова О. Н.

23 ноября 2019 в 09:48

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.