МБДОУ Детский сад №45 «Жемчужинка» Россия, Ростовская область, город Гуково

Роль логопеда в речевом развитии ребёнка-дошкольника.

В современных условиях огромного роста речевой патологии у детей ведущей фигурой в деле преодоления неуспеваемости в школе должен являться не школьный логопед, устраняющий уже возникшие проблемы, а логопед детского сада, способный предупредить их возникновение.

Ещё до начала начального образования каждый ребёнок должен овладеть правильным звукопроизношением, приобрести достаточный словарный запас и научиться грамматически правильно строить фразы в устной речи. При отсутствии этих условий он оказывается не готовым к обучению в массовой школе, начиная с невозможности полноценно овладеть грамотой и заканчивая стойкими трудностями в применении на практике даже хорошо выученных грамматических правил.

Причинами, не позволяющими ребёнку усвоить нормальную артикуляцию самостоятельно, являются:

 - выраженные анатомические дефекты в строении артикуляторного аппарата (аномалии строения языка, губ, нёба, челюсти, зубов);

 - недостаточная подвижность артикуляторных органов, обусловленная избирательной паретичностью артикуляторных мышц;

 - нарушение слуховой дифференциации звуков;

 - педагогическая запущенность.

Наукой и практикой уже давно доказано, что чем менее упрочен любой дефект, тем легче его преодолеть и тем менее он будет способен оказать своё негативное влияние на дальнейший ход речевого развития ребёнка.

Владение ребёнком умением правильно произносить все звуки речи и дифференцировать их на слух является непременным условием успешного овладения грамотой, обучение которой на русском языке проводится именно по звуковому аналитико – синтетическому методу. Несовершенство звукопроизношения у приходящих в школу детей  приводит к появлению у них трёх из пяти видов дисграфий (дисграфия - это нарушение письменно речи) – на почве нарушения фонемного распознавания, артикуляторно – акустической и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Нарушение слуховой дифференциации речевых звуков в период обучения грамоте неизбежно отражается на письме (артикуляторно – акустическая дисграфия). 

Учитывая отрицательную перспективу обучения в начальной школе,при отсутствии речевой коррекции в дошкольном возрасте, необходимо провести следующие профилактические меры, которые поможет сделать квалифицированный специалист - логопед:

 - уже в младших группах детского сада исследовать речевую моторику и выявить дефекты в строении речевого аппарата;

- своевременно предпринять соответствующие лечебно – профилактические меры по развитию подвижности артикуляторных мышц и по коррекции имеющихся анатомических дефектов;

 - не позднее чем в 3 – 4- летнем возрасте  исследовать состояние слуховой дифференциации звуков;

 - устранить полные звуковые замены до начала школьного обучения;

 - сформировать умение фонематического анализа слов до учёбы в школе;

 - начинать коррекцию звукопроизношения не в старшей и подготовительной группах, а значительно раньше, пока дефект менее упрочен и легче поддаётся коррекции, и пока на его основе не успели сформироваться вторичные и третичные отклонения.

Родители, помните! Своевременное обращение к логопеду - залог успешного обучения в школе!


Учитель - логопед высшей категории Трифонова О. Н.

 

6 октября 2019 в 07:55

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.