МБДОУ Детский сад №45 «Жемчужинка» Россия, Ростовская область, город Гуково

Специфика обучения и воспитания детей с ОВЗ в группах компенсирующей направленности.

Одной из важнейших задач государственной политики  в области образования является обеспечение реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). С начала июня в МБДОУ Детском саду «Жемчужинка» произошло комплектование групп компенсирующей направленности, которое осуществлялось городским отделом образования в соответствии с Конституцией РФ; Федеральным законом «Об образовании в РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ; Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998 № 124-ФЗ; нормативами наполняемости возрастных групп, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ и др. 

В результате на начало июня сформированы: старшая (разновозрастная: средний и старший возраст), 1 подготовительная и 2 подготовительная группы. 

Главной задачей воспитания и обучения дошкольников в логопедических группах компенсирующего вида является стимулирование всестороннего развития ребенка, имеющего общее недоразвитие речи (ОНР), путем коррекции аномального развития речи и связанных с нею психических процессов, т.к. недоразвитие речи не существует изолированно, оно носит многосторонний характер.

Термин ОНР (общее недоразвитие речи)  подразумевает нарушение или отставание от нормы основных компонентов речевой системы (лексики, грамматики, фонетики) у детей с нормальным слухом и сохраненным интеллектом. Однако, неполноценная речевая деятельность негативно влияет на развитие личности в целом, затрудняя становление познавательной деятельности, нарушая развитие внимания и памяти, оказывая тормозящее воздействие на овладение мыслительными операциями. Речевые средства, которыми владеет ребенок с ОНР, недостаточны для полноценного общения и это препятствует нормальному развитию игровой деятельности, которая является ведущей в дошкольном возрасте в плане формирования личности ребенка. Речевая недостаточность негативно сказывается и на формировании характера: у некоторых детей с ОНР появляется неуверенность в себе, тревожность, обидчивость, у других – раздражительность, упрямство, негативизм и пр. У многих детей с ОНР отмечается некоторое отставание в развитии двигательной сферы, нарушение артикуляционной и мелкой моторики.

Коррекция аномального речевого развития и связанных с ним нарушений высших психических функций осуществляется в ДОУ с помощью научно обоснованной системы воспитания и обучения, предусматривающей последовательную и целенаправленную работу  с обязательным учетом речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, а также индивидуальных личностных особенностей.

Преодоление ОНР у дошкольников в детском саду в группе компенсирующего вида  осуществляется с использованием всей совокупности коррекционно-воспитательных воздействий на основе программ:

· Основная общеобразовательная  «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой.

· "Адаптированной примерной основной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи" под редакцией Л. В. Лопатиной.

Основное внимание в логогруппах уделяется коррекционным процессам, что не исключает выполнения общеобразовательных задач, предусмотренных программой массового детского сада. Однако, соединение всех необходимых занятий не происходит механически. При составлении сетки занятий учитываются коррекционная значимость каждого вида занятий, рекомендации программы массового детского сада, рекомендации программы коррекционного обучения, а также психофизиологические и возрастные особенности детей с ОНР.

Коррекционно-воспитательный процесс в ДОУ происходит в тесной взаимосвязи и преемственности  в работе всего педагогического коллектива, включающего логопедов, воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя и на основе единства требований, предъявляемых детям.

В своей работе, как и в массовом детском саду, воспитатель осуществляет умственное, нравственное, эстетическое, физическое воспитание, формирует представление о здоровом образе жизни, воспитывает культурно-гигиенические навыки. Наряду с этим, воспитатель проводит по рекомендациям и под контролем логопеда коррекционную работу в течение всего дня, как на занятиях, так и вне их в процессе режимных моментов.

Основная задача логопеда – преодоление общего недоразвития речи, заключающееся в коррекции звукопроизношения, формировании лексико-грамматических средств языка, развитии связной речи, а также коррекция и развитие психических процессов.

Результатом осуществления воспитательно-образовательного процесса является качественная подготовка детей к школьному обучению. Выпускники логогрупп поступают в массовые школы. По результатам диагностики выпускники хорошо усваивают программу;  уровень их подготовки соответствует требованиям, предъявляемым к дошкольникам, подготовка детей к школе оценивается учителями как хорошая, родители воспитанников также  удовлетворены пребыванием детей в ДОУ.

Учитель-логопед высшей категории Трифонова О. Н.

8 июня 2019 в 08:24

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.