МБДОУ Детский сад №45 «Жемчужинка» Россия, Ростовская область, город Гуково

Педагогический опыт по теме: «Развитие импрессивной и экспрессивной речи в раннем и младшем возрасте посредством развивающих игр»

МБДОУ « Центр развития »

детский сад № 45 « Жемчужинка »

Воспитатель:  Зайлер Елена Геннадьевна

  Современная дошкольная педагогика считает, что овладение речью –  это одно  из  главных  достижений  в  развитии  ребёнка дошкольного возраста.

Речь – это сложная система знаков, позволяющая обозначить различные явления внешнего и внутреннего мира и, следовательно, выразить и осознать их. Даже первые детские слова несут в себе элементы обобщения, отражают работу мысли. Осваивая речь, ребёнок овладевает знаковой системой, которая становится мощным средством развития сознания, мышления, общения, управления своим поведением.

Овладение речью меняет характер общения ребёнка с окружающими людьми. С её помощью малыш учится выражать свои  желания и стремления, понимать других, договариваться.

В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достижением человечества - речью. На втором году жизни он понимает обращённую к нему речь, сам начинает говорить, и к трём годам довольно свободно объясняется с окружающими. Этот бурный процесс не происходит сам собой, только благодаря природным возможностям организма. Для правильного развития ребёнка необходимо активное воздействие  окружающих его взрослых людей.

Маленький ребёнок многое усваивает путём непосредственного подражания окружающим его людям, а так же непосредственно соприкасаясь с разными предметами. Это самостоятельно добытый опыт имеет большое значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений. 

Но наиболее благоприятное развитие ребёнка протекает под влиянием продуманного обучения, с учётом возрастных особенностей детей. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разными жизненно необходимыми умениями, их этому надо учить с раннего детства.

Игровая форма обучения – ведущая на ступени раннего детства. Но уже в этом возрасте она является не единственной. На втором году жизни ребёнка привлекает многое: он рассматривает картинки, животных, движущийся транспорт. Он с интересом следит за действием взрослых. Чтобы удовлетворить интерес детей к окружающему, нужно направить внимание на определённые явления, давать пояснения, организовывать наблюдения. Дидактические игры дают хороший результат, когда перед воспитателем ясно стоят задачи и учитываются, при организации работы все возрастные особенности детей.

Опираясь на способность  к подражанию, можно побудить их воспроизводить показанные действия, сказанные слова. Эта ценность обучения подмечена народом; им созданные песенки, потешки, прибаутки, игрушки забавы, которые учат тонкостям  родного языка. Овладение речью имеет огромное значение для вхождения ребёнка в общечеловеческую культуру. Слушая сказки, стихи, песни, малыш с ранних лет приобщается к истокам народного творчества, знакомится с произведениями детских писателей и поэтов, у него формируется интерес к книге, а речь является основой будущих знаний  детей во всех сферах деятельности.

В настоящие время в нашей стране происходит возрождение системы общественного воспитания детей раннего возраста, в связи, с чем  становятся  актуальны  разработки  более  новых, креативных, образовательных программ.   

За основу своей работы я взяла речевое  развитие детей  в раннем возрасте, так как это «фундамент»  в развитии речевой деятельности. В педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения я использовала три основные программы «Первые шаги» Е.О. Смирновой, Л.Н. Глалигузовой, «Радуга» Т.Д. Дороновой, и в младшем возрасте «Развитие» Л.А. Венгер.  

Речь  маленького  ребёнка  возникает  и  первоначально функционирует в процессе общения с взрослыми, поэтому я поставила  перед собой важную  задачу в развитии коммуникативной функции речи. Это предполагало совершенствование понимания ребёнком речи окружающих людей и овладение активной речью, знакомство с потешками, стишками, фольклором,  русскими  народными сказками.

 Свою работу по развитию речи я начала с обследования малышей. Для этой  работы я использовала: кукольные театры,  картинки домашних животных, игрушки-персонажи. Результаты показали, что речь у большинства детей  плохо развита, знания о  сказках практически отсутствуют. Дети  также не  могли  контактировать  с ровесниками и взрослыми. Поэтому на первом этапе я поставила перед собой следующие  задачи:

развивать речь как средство общения;

создать условия для контакта со сверстниками и взрослыми;

проводить обширную работу с родителями;

обогащать понимаемый и активный словарь;

вовлекать детей в разговор на разные темы;

приобщение к художественной литературе,  народному  фольклору;

расширять знания об окружающем нас мире.

 Работа, направленная на развитие общения детей со сверстниками, предполагала решению следующих проблем: привлечение внимания детей  друг к другу, поддержка их интереса к сверстникам; стимулирование эмоциональных контактов ровесников, сближающих их друг с другом; организация предметного взаимодействия между детьми. Для побуждения детей к общению я использую различные ситуации: режимные моменты, свободную  игру, групповые  занятия, специально организованные игры.

Когда малыши приходят в группу, я предлагаю  поздороваться с ребятами, обращаю внимание, как они красиво одеты, как умеют снимать одежду. Во время режимных моментов обращаю внимание на то, как каждый из них хорошо кушает, умывается, одевается. Для поддержания интереса детей друг к другу я использую различные игровые приёмы, чтение потешек, пение песенок, упоминая в них имя каждого малыша и побуждая повторять  его.

Хорошим  приёмом, сближающим детей, являются просмотры детских работ (рисунков, поделок из пластилина, построек.) Я стараюсь чаще собирать детей рядом с собой, хвалить каждого из них, побуждая хвалить сверстника. Приходится следить за тем, чтобы дети не дразнились и терпимо относились к недостаткам речи других. Проявляли сочувствие, стремление помочь более слабому сверстнику. Во время детских конфликтов  я стараюсь их отвлечь, и переключаю на другие виды деятельности.

Объясняю, что нельзя обижать друг друга, а нужно договариваться. Предлагаю обсуждать конфликтные ситуации, выражать свои желания словами, а ни силой. Учу детей понимать состояние другого ребёнка, входить  в его положение.

Специальные игры и занятия, способствующие развитию общения детей со сверстниками, составляют  неотъемлемую часть жизни нашей группы.

К середине учебного года большинство моих малышей, в начале  второго года жизни, хорошо понимали слова взрослых.

То есть  началось активное развитие импрессивной речи детей. Это был этап, когда  ребёнок понимает то, что ему говорят, но сам ещё говорить не умеет (развитие пассивной речи детей).

Следующим этапом было дальнейшие развитие у детей понимания речи взрослых, постепенное овладение активной речью. На этом этапе  возникновения речи я стараюсь повысить качество общения взрослых с воспитателем,  так как совместная работа  с родителями имеет очень большое значение. Ребенок получает не «однобокое» воспитание, а более полное комплексное. Провожу индивидуальные беседы, чтобы ближе познакомиться с обстановкой в которой воспитывается ребенок, а в дальнейшем найти индивидуальный подход, зная привычки, и его интересы.

Родители имеют возможность получать консультации, рекомендации по  вопросам воспитания или развития детей. На собраниях,  предоставляю интересующий материал для домашнего чтения.Использую для предоставления информации: «родительские уголки», стенды с разными рубриками. Предлагаю дидактические игры, к праздникам  провожу конкурсы семейных поделок  сделанных совместно с детьми. Всё это способствует  более тесному общению родителей и детей в кругу  их семьи.

 В группе  создана тёплая жизнерадостная атмосфера. Любое обращение малыша к взрослому, использую, чтобы завязать беседу. Этим я привлекаю внимание ребёнка к речи и готовность ответить на неё. На этом этапе у ребёнка  начинает появляться потребность в речевом общении, то есть активное развитие экспрессивной речи детей. Все гигиенические процедуры обязательно сопровождаю ласковым разговором с ребёнком, включаю в беседу, соответствующие стихотворения, присказки, песенки. Одевая на прогулку, называю предметы одежды и действия, побуждаю к общению ­и участию в процессе одевания. Во время прогулок рассказываю обо всём, что происходит вокруг, обращаю внимание малышей на явления природы, животных, людей и их действия. Во время свободных игр я стараюсь «завязать беседу»: « Какая у тебя красивая кукла! Это девочка? Как её зовут?» Или привлечь внимание детей к отдельным деталям внешности куклы, называя их. Все повседневные дела в группе: накрывание на стол, уход за растениями, уборка игрушек,  я сопровождаю речью. Для развития понимания речи я использую различного рода поручения, исполнения которых требует от ребёнка речевого общения с окружающими. Рассматриваем совместно картинки в книжках, играем, всё это также способствует возникновению разговора между детьми и взрослым. С раннего возраста воспитываю у малышей культуру речевого общения. Даже самым маленьким детям взрослые говорят «спасибо», «пожалуйста», «извини», «здравствуй», «до свидания», побуждаю и их самих пользоваться вежливыми словами

 Большую роль в развитии речи детей сыграли специальные игры и занятия:

1.игры-потешки,  игры инсценировки, звукоподражательные игры;

2. чтение и рассказывание сказок, стихов, историй;

3. рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям;

4. демонстрация на DVD картинок;

5. игры-занятия с предметными и сюжетными картинками;

6. рассказывание сказок, историй без опоры на наглядность;

7. игры, направленные на развитие мелкой моторики;

8. разучивание наизусть потешек, стихов.

9. разгадывание загадок. 

Игры-потешки («Ладушки», «Сорока-воровка», «По кочкам»),

хороводные игры («Каравай», «Пузырь», «Баба сеяла горох!»)

Эти игры способствуют запоминанию речи взрослого с опорой на собственные движения. Эти игры включают повторы слов с чёткой концовкой («топ-топ», «прыг-скок» и т.д.) и действий. Всё это облегчает малышам понимать, и подражать речи взрослого, развивает фонематический слух, чёткость произношений.

Игры с сюжетными игрушками, инсценировки способствуют развёртыванию диалогов, обогащению словаря, интонационного

и грамматического строя речи. В играх и занятиях  я намеренно создаю проблемные ситуации, что требует от детей особой мобилизации внимания.

Просмотр картинок на DVD способствуют развитию у детей умения слушать речь взрослого, останавливаясь подробно на каждом кадре, я помогаю детям  овладеть  новыми словами и закрепить уже  известные им слова.

Занятия и игры с предметными и сюжетными картинками занимают особое место в моей работе. Рассматривая их вместе со мной, малыши узнают персонажей, охотно называют их, вспоминают то, что знали раньше. Эти занятия очень привлекают детей, так как слова сопровождаются с наглядностью. Рассматривая картинки и называя их, дети называют и предметы, которые в данный момент не воспринимают, но названия, которых хранились в их памяти. Это свойство картинок особенно важно для развития речи детей раннего возраста. Это способствует постепенному освобождению слова от привязанности  к конкретному объекту.  Умение слушать рассказываемые взрослыми  сказок, рассказов, а позже и самим их пересказывать. Свою работу с картинками я строила по принципу от простого к сложному. Сначала я предлагала  детям  изображение лиц, а также отдельных предметов, наиболее часто встречающихся в их  повседневной жизни (чашка, кошка, машинка). Затем эти изображения  я усложняю,  вводя  дополнительные детали. В педагогическом процессе я использую различные наборы картинок. Это, например, посуда, одежда, овощи, животные, или сюжетные картинки  с иллюстрациями к сказкам. Также я использую домино, лото, простые сюжетные игры с использованием картинок – заменителей  реальных предметов. Всё это способствует расширению словарного запаса, формированию обобщённого значения слов, развитию грамматического строя речи.

Рассказы без наглядного сопровождения.

Эти  занятия  помогают  детям  выйти  за  рамки  наглядной  ситуации, способствуют формированию вербального общения и мышления малышей. Умение слушать рассказы и пересказывать их формируется постепенно. Для начала я использую лёгкие, простые по содержанию тексты. Помогаю наводящими вопросами, которые воспроизводят в памяти содержание услышанного текста.

Игры на развитие мелкой моторики. Эти игры сейчас  самые любимые у моих детей (пирамидки,  мозайки, замочки, пуговички, пластилин,  матрёшки, шнуровки, прищепки.)

Все эти игры  способствуют развитию движению кистей  и пальцев рук, и  сопровождению несложной ритмической речи. Это хорошо стимулирует процесс речевого развития детей, способствует развитию двигательного  центра головного мозга.

Заучивание  наизусть потешек, стихов. Дети раннего возраста

очень любят рифмованную речь. Она доставляет им  большое удовольствие. Запоминание  стихов обычно  доступно  детям третьего года жизни, но есть особый метод их разучивания:

Механическое разучивание перегружает мозг ребёнка раннего возраста, непонятные и длинные слова недоступны для запоминания. Поэтому, заучивание потешек, стихов я сопровождаю практическими действиями с игрушками, персонажами кукольного театра («би-ба-бо», настольным, пальчиковым, плоскостным)  

Это и цикл стихотворений А. Барто «Игрушки», детские потешки, также  использую  шапочки-головки, и инсценировки отдельных  моментов, (использование движений по ходу текста.)

Для себя я сделала вывод, что используя эти многочисленные приёмы, можно добиться хороших результатов. И такой сложный для ребёнка вид деятельности превратиться в интересную игру-занятие, поможет  малышам  выучить  достаточное количество стихов, потешек, песенок.

Отгадывание и совместное придумывание загадок.

В подобных играх дети учатся узнавать предметы по словесному описанию, опираясь на зрительное восприятие. Например, я раскладываю на столе несколько игрушек и предлагаю ребёнку найти одну из них, по словесному описанию.  

Третий год жизни является самым благоприятным для развития речи ребёнка и моей работы по речевому развитию.

Основная задача, которая стоит передо мной - это овладение нормами и правилами родного  языка. На  третьем  году у  моих  детей стала активно развиваться  разносторонняя самостоятельная деятельность. У них появился интерес к окружающим предметам и  явлениям. Импрессивный словарь значительно стал шире экспрессивного. Для того, чтобы продолжать расширять словарный запас я поставила перед собой чёткие задачи и пути их выполнения.

В первом полугодии расширять словарь за счёт прилагательных, глаголов, существительных. Использовать новые слова в сочетании уже с усвоенными словами. Пополнять словарный запас, называя предметы, действия, обобщённые существительные. Дети начинают задавать уже много вопросов, поэтому нужно больше уделить внимание чтению коротких рассказов, сказок, потешек, стихов, как с сопровождением иллюстраций, так и без них. Отрабатывать с детьми правильное употребление грамматических категорий с использование дидактических игр, больше использовать чистоговорок, отрабатывать дикцию, темп, и ритм речи, используя падежные формы слов.

Продолжать развивать  речь, воспитывать потребность в общении.

Вот главные  задачи, которые я наметила в продолжение моей работы с детьми по развитию речи.

При овладении детьми достаточным словарным запасом, будет лучше развиваться связная речь, грамматический строй речи, и звуковой компонент. Активная речь повысит коммуникативные способности ребёнка и способность обобщать. Работа по накоплению словарного запаса  речи повысит у детей  общее развитие во всех сферах знаний в будущем.

Речевая тема очень обширна и интересна. Конечно, будут трудности  и успехи в моей будущей  работе. Но самое главное, что  у меня есть хороший  результат в проведённой работе. Я считаю, что дети получили основной  фундамент, который составляют знания родной речи, художественной литературы, народного творчества, и умения общаться друг с другом. А это является могучим фактором развития культуры каждого человека в нашем современном обществе.

21 июля 2013 в 19:59

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.